pravoslavie.chernigovka.org

Сайт православного прихода храма в честь  Рождества  Пресвятой Богородицы с. Черниговка


Протоиерей Андрей Зимин

Стоит в центре Черниговки храм, окруженный большим и до сих пор прекрасным парком, построенный в 1896г. на общественные средства. Над главным входом на высоту, в 2 раза большую, чем сама церковь, возвышалась колокольня, увенчанная позолоченной маковкой со сверкающим на фоне голубого неба крестом. В центре церковного придела устроен был купол, с внутренней стороны расписанный звездами и ликами святых на ярко голубом фоне. Здание храма каждый год красили в разные, но всегда светлые праздничные тона. При храме были школа и библиотека. И все это - заслуга благочинного Черниговского округа и настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы - протоиерея Андрея Зимина.

Любили сельчане своего батюшку, отличавшегося удивительной добротой и отзывчивостью. Он готов был помочь каждому. Все пожертвования, приносимые в храм, раздавал бедным. На непрекращающееся строительство и многие другие церковные нужды, на приобретение литературы и церковной утвари, на содержание церковного причта и школьного персонала расходовались средства, получаемые с немалого прицерковного хозяйства: 250 десятин пахоты и 50 - покосов.

Была у благочинного семья: матушка, три дочери, теща. Жили дружно. Девочки учились в гимназии. Добром и честностью своей снискал он уважение и любовь сельчан. И служба-то в этом храме начиналась своеобразно. Дом Зимина находился на углу Первой (ныне Октябрьской) улицы и хорошо просматривался от храма. Через дорогу - калитка в ограде прицерковного участка. Дорожка от нее к храму выложена камнем. Прихожане ожидали начала службы в парке. Открывалась калитка дома батюшки, направлявшегося на службу. Только ступал он на мостовую - начинался колокольный перезвон - приглашение для прихожан войти в храм.

В 1917г. все смешалось на Руси мятущейся. Партизаны, большевистское подполье, сторонники белого движения, бандиты - легко ли разобраться во всем этом простому человеку? Но Черниговского батюшку - протоиерея Андрея Зимина - все любили по-прежнему. Ибо для него люди различались только по умению и желанию делать добро, любить других, а значит - по близости к Господу, независимо от принадлежности к той или иной партии (явления всегда временного). По-прежнему окормлял он свою паству и не боялся никого, не чувствуя вины за собой.
А в крае действовала в то время банда Шатьковского, не имевшая отношения ни к белым, ни красным. В ней процветал сатанизм - жажда крови и наживы, ненависть ко всему Божию.

И вот наступила холодная зимняя ночь 1918 года. В доме протоиерея все спали. Раздался стук в дверь. Дворник просил открыть... В дом ворвались бандиты, возглавляемые Шатьковским, Клиндухом и Чухно. На глазах у о.Андрея и престарелой женщины они надругались над матушкой и всеми тремя девочками. Бедная женщина не вынесла этого кошмара - скончалась от разрыва сердца. Конец отца Андрея также был страшен. Его опрокинули на пол, бросили на него дверь и придавили, встав на ту дверь сапогами.

В ту же ночь убили священников в селах Прохоровка и Евсеевка. Дома их были разграблены. Да, видно, трудно было "друзьям" поделить награбленное. Вскоре Клиндух и Чухно убили и утопили в проруби своего предводителя вместе с женой.

Эта история описана в книге о новомучениках Российских протоиерея Польского. Она же приведена и в некоторых книгах других авторов. Но все это - переписка с Польского. Интересно, что у этого автора приведены также воспоминания протоиерея Коноплева и письмо самого Андрея Зимина, которое тот, якобы, передал Коноплеву с просьбой вскрыть после его смерти. В письме вся жуткая история воспроизведена почти в точности.

Но вот чего нет во всех этих публикациях - это фамилий насильников. Считается неизвестным и место захоронения. И то, и другое удалось нам выяснить при целевых поездках в Черниговку. Обнаружилось, что хоронил семью сосед Зиминых диакон Никонишин. Что с ним стало впоследствии, неизвестно. Одно кажется нам без спорным: к данному случаю зверства большевиков отношения не имеют. Нет, мы не отрицаем существования таковых, и конечно признаем бесчисленные жертвы этих злодеяний. Мы преклоняем колена перед всеми убиенными в дикое время большевистского террора, молим Господа о прощении нас грешных, наследовавших им. Мы в покаянии возносим молитвы ко Господу в надежде на прощение будущих поколений.

Но история - госпожа суровая и любящая точность. Большевистские банды? Да, они существовали. Но существовали и другие, стремящиеся под шумок "погреть руки" на чужом пепелище, нажиться, не неся ответа за свои злодеяния. Закрывать на это глаза, значит - покрывать преступников, которых всегда плодится великое множество во времена смут и бед всенародных.

Что удалось выяснить? Кажется, определено место захоронения Протоиерея Зимина с семьей. Определены имена совершивших это и не только это злодеяние. Но темных пятен остается множество. Мы обращаемся к тем, кто мог бы их хоть как-то осветить. Может быть, увидят нашу публикацию или услышат эту историю те, кто учился вместе с дочерьми Зиминых, кто знает о судьбе не убоявшегося отмщения диакона Никонишина или о жизни протоиерея Зимина в неизвестный нам период. За единое новое слово мы будем вам благодарны. Помогите составить житие протоиерея Андрея Зимина с семьей для дальнейшей его канонизации.

Мы выражаем искреннюю благодарность жителям поселка Черниговка, чьи рассказы очень помогли нам в работе. Прежде всего, благодарим Сергея Иннокентьевича Дацко - организатора и сотрудника Черниговского музея, а также Михаила Харитоновича Маруту, указавшего место захоронения и рассказавшего много нового о страшном этом злодеянии.

Р.S. А церковь - обезглавленная, обескровленная в 1933 году и превращенная в кинотеатр - живет. Идут в ней богослужения. Работает библиотека. Не уставая, трудится над благоустройством своего прихода нынешний настоятель иерей Алексий Бойко. Это он нашел сохранившийся дом Зиминых. Дом заселен теперь не одним семейством. Но отец Алексий пожелал жить именно здесь, хотя предлагали ему благоустроенную квартиру. А рядом стоит аккуратненький домик диакона Никонишина - два чудом уцелевших среди новостройки дома церковнослужителей начала уходящего века, честно и до конца исполнивших свой долг перед прихожанами и перед Господом нашим.

Пелагия ПУШПАШЕВА

материал взят с сайта      -    http://www.vladivostok-eparhia.ru/eparhia/new/monks/zimin/


      Жизнь и деятельность Андрея Зимина

Сообщения о протоиерее Черниговской церкви Рождества Пресвятой Богородицы Андрее Зимине отрывочны и, порой,  противоречивы. Поставив перед собой задачу, узнать как можно больше о жизни и деятельности Андрея Зимина, при изучении, анализе, сопоставлении различных исторических источников, архивных документов, справок нам удалось выяснить следующее:


 Семья

Андрей Симеонов Зимин был сыном казака. Родился он 15 августа 1872 года (по старому стилю) в станице  Тонтойской Забайкальской области.  Сегодня на карте Забайкалья нам не удалось отыскать этого населенного пункта. Возможно, что с упразднением Забайкальского казачьего войска в 1918 году станицу Тонтойскую постигла участь сотен казачьих станиц.

О родителях Андрея Зимина не известно ничего, кроме того, что они принадлежали к казачьему сословию и отец служил в Забайкальском казачьем войске, созданном в 1851 году.

Не известно так же и о том, почему Андрей Зимин выбрал для себя путь священнослужителя. Но, тем не менее, архивные документы сообщают нам, что  Андрей Зимин  обучался в Благовещенской духовной семинарии и  23 июня 1894 года окончил курс со званием студента.  На момент окончания семинарии было ему 22 года. «28 июня того же года Его Преосвященством, епископом Камчатским Макарием и указом консистории за № 2812 он был определен псаломщиком к Зареченской миссионерской церкви.»

Существует несколько версий о составе семьи Зимина. Одна из них гласит о том, что «семья состояла из жены Лидии Александровны (родившейся 23 марта 1876 года), сына Ильи (родившегося 20 июля 1897 года), дочерей Ольги (родившейся 18 мая 1902 года ), и Марии (родившейся 10 мая 1908 года). 

Имеется и еще одна версия о составе семьи,  отличающаяся  от предыдущей:

«Была у благочинного семья: жена Лидия, три дочери и теща. »

Третья версия о составе семьи вытекает из траурного сообщения в газете «Дальневосточное обозрение». Здесь читаем, что вместе с отцом А. Зиминым погибли жена Лидия Александровна, мать (жены?) Доминика Петровна Шмарова и дети Оля, Маруся, Лидочка, Шурочка. 

На первый взгляд создается впечатление, что все четверо детей – дочери. Но в метрической книге  Черниговской церкви Рождества Пресвятой Богородицы за 1916 год под записью 12 записан ребенок мужского пола, родившийся 16 февраля у родителей «благочинного 6 округа церквей Владивостокской епархии протоирея Андрея Симеонова Зимина и законной жены его Лидии Александровны».   Ребенок был крещен 21 февраля именем Александр в честь преподобного Александра. Таким образом, «Шурочка» - это мальчик, которому на момент смерти не исполнилось и 4 лет!

Сопоставив содержание всех документов, даты их создания, можно сделать вывод о том, что семья Андрея Зимина была создана в период с 1894 по 1896 год. По-видимому, именно в этот период Андрей Зимин венчался с Лидией Александровной  Шмаровой. Один за другим в семье рождались дети: Илья – в 1897, Ольга – в 1902, Мария – в 1908, дочь Лидия, по- видимому, родилась между 1908 и 1916 годами, Александр родился в 1916 году.

Все дети, кроме Ильи, родились уже в период служения о. Андрея во Владивостокской епархии в Черниговской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Интересен тот факт, что  крестным отцом маленького Александра  стал старший брат Илья, которому на момент крещения было уже 19 лет. Все в той же метрической книге в записях о крещении Александра в графе «звание, имя, отчество и фамилия восприемников» записано: «Потомственный почетный гражданин Илья Андреев Зимин…» Вместе с Ильей крестной матерью маленького Саши Зимина стала «учительница Глафира Симеонова Зимина.»] По-видимому, это родная незамужняя сестра о. Андрея.

Так, крупица за крупицей,  восстанавливается состав семьи Зиминых. Семейный круг становится еще шире, если учесть, что о гибели семьи Зиминых в Черниговке в газете «Дальневосточное Обозрение» сообщали семьи Коноплевых и Сахаровых. В объявлении сообщается о смерти матери и бабушки Д.П. Шмаровой и брата и дяди А. С. Зимина.  Возможно, что фамилии Коноплевой и Сахаровой носили сестры Лидии Александровны и Андрея Семеновича.

Как вспоминают старожилы села Черниговка, жила семья Зиминых дружно, дети учились в гимназии. Добром  и честностью своей  снискал Андрей Зимин уважение и любовь сельчан. 


 Начало деятельности

Многогранная деятельность Андрея Зимина на Дальнем Востоке периода его заселения и освоения вызывает огромное уважение. Как удавалось этому человеку вести столь  напряженную и разнообразную деятельность на благо общества?

Архивная справка рассказывает о жизни и деятельности Андрея Зимина следующее. Уже через несколько дней после окончания Благовещенской духовной семинарии, «28 июня 1894 г. Его Преосвященством, епископом Камчатским Макарием и указом консистории за № 2812 Андрей Зимин был определен псаломщиком  к Зареченской миссионерской церкви. 17 сентября того же года рукоположен в дьякона, а 18 сентября рукоположен в священника к Градо–Благовещенскому кафедральному собору третьим священником.»

Духовные семинарии, одну из которых окончил Андрей Зимин, были средними специальными учебными заведениями, которые в конце XIX века готовили не только служителей религиозного культа, но давали богословское образование и готовили учителей начальных школ.

В период освоения Дальнего Востока православная церковь придавала огромное значение открытию церковно-приходских школ, народных училищ. Согласно правилам о церковно-приходских школах создавались как одноклассные (двухгодичные) так и двухклассные (четырехгодичные) школы. Не удивительно, поэтому, что свое предназначение 22-летний выпускник Благовещенской семинарии видел не только в служении православной церкви, но и  в преподавательском труде, народном просвещении.

В том же 1894 году о. Андрей Зимин  начал преподавательскую деятельность и  по 1900 гг. состоял законоучителем первого народного училища.  В 1895 г. Андрей Зимин становится членом и секретарем Благовещенского отделения Епархиального училищного совета, с 1895 по 1900 гг.  работает законоучителем церковно – приходской школы кафедрального собора и становится членом областного комитета народного здравия. С 1897 по 1900 является заведующим соборной церковно-приходской школой. 

Одновременно с напряженной преподавательской деятельностью Андрей Зимин продолжает и духовное служение.  С 1895 по 1899 г. он служит временно заведующим городской домовой церковью Его Преосвященства. С 1898 по 1900 исполняет обязанности казначея Благовещенского православного братства Пресвятой Богородицы и казначея Верхнее-Амурского отделения училищного совета. , а в 1899 г. становится депутатом и делопроизводителем 1 – го съезда духовенства Благовещенской епархии. 

За свой труд на благо общества Андрей Зимин не раз получал награды.

В 1895 году он получает свою первую награду – архипастырскую благодарность за приведение в надлежащий порядок библиотеки собора. Благодарность была объявлена 28 октября указом консистории ), а уже 3 декабря того же 1895 года он был награжден набедренником .

Через три года, 20 декабря 1898 г.  Андрей Зимин награждается второй после набедренника наградой «за усердную и полезную службу» - фиолетовой скуфьей , а   в 1900 г. Святейший Синод  наградил его Библией, и в память императора Александра III - серебряной медалью на Александровской ленте. 

Так достойно завершил свое служение в Благовещенской епархии о. Андрей Зимин.


 В Черниговке

15 мая 1900 года, согласно прошению о принятии на службу во  Владивостокскую епархию, Андрей Зимин был определен к Черниговской Рождества Пресвятой Богородицы церкви. 

На рубеже XIX – XX веков Черниговка представляла собой богатое торговое село, насчитывавшее около 300 дворов. Через село проходил главный тракт Владивосток – Хабаровск, а также Уссурийская железная дорога. На западной окраине  села были построены железнодорожная станция Мучная и паровая военная мукомольня, снабжавшая мукой военные гарнизоны Дальнего Востока. Село являлось центром Черниговской волости, входившей в Южно – Уссурийский уезд (до 1902г. – округа) Приморской области Приамурского генерал – губернаторства. Оно имело сельское волостное правление, лечебницу, церковь, почтово–телеграфное отделение, филиалы крупнейших торговых фирм Приморья «Кунст и Альберс»,  «Чурин и К», Скидельского, китайские магазины и мастерские. В Черниговке была церковь, построенная в 1896 году и церковно – приходская школа.

Южно-Уссурийский уезд в начале ХХ века  состоял из 17 волостей, в числе которых была и Черниговская волость, а также несколько сельских обществ.

Волости образовывались по территориальному принципу из  нескольких  сельских обществ. Как правило, волость должна была совпадать с церковным приходом. Но на Дальнем Востоке начала ХХ века из-за малочисленности населения в одну волость соединялись два или более приходов. Вот и в Черниговской волости было несколько церковных приходов: Черниговский, Дмитриевский, Монастырищенский, Халкидонский. Все вместе они составляли Черниговский благочинный округ.

Будучи человеком деятельным о. Андрей, став настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы,  сразу же включился в работу. Первым объектом его трудов стало здание храма. Его благоустройство стало  делом  рук и забот протоиерея Андрея Зимина. В годы служения о. Андрея над главным входом на высоту  в два раза больше чем сама церковь, поднималась колокольня, увенчанная позолоченной маковкой со сверкающим на фоне голубого неба  крестом. В центре церковного придела был устроен купол, с внутренней стороны расписанный звездами и ликами святых на ярко голубом фоне. Здание каждый год красилось в  светлые и праздничные цвета. При храме была школа и библиотека. И все это было заслугой благочинного Черниговского округа и настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы протоирея Андрея Зимина. По воспоминаниям, служба в храме, где служил о. Андрей начиналась своеобразно.


                             









                      фото дома А.Зимина 1973г.                                              


                 фото дома А. Зимина - наши дни

 «Дом Зимина находился на углу Первой (ныне Октябрьский) улицы и хорошо просматривался от храма. Через дорогу – калитка в ограде прицерковного участка. Дорожка от нее к храму выложена камнем. Прихожане ожидали начала службы в парке. Открывалась калитка дома батюшки, отправлявшегося  на службу, и только ступал он на мостовую – начинался колокольный перезвон – приглашение для прихожан войти в храм.  «Любили сельчане своего батюшку, отличавшегося удивительной добротой и отзывчивостью. Он готов был помочь каждому. Все пожертвования, приносимые в храм, раздавал бедным. На непрекращающееся  строительство и многие другие церковные нужды, на приобретение литературы и церковной утвари, на содержание церковного приюта и школьного персонала расходовались средства, получаемые с немалого прицерковного  хозяйства: 250 десятин пахоты и 50 десятин покосов.»

Газета «Владивостокские Епархиальные Ведомости» 17 февраля 1908 года сообщала об освящении в селе Черниговка «нового ценного   иконостаса, едва ли не первого в епархии по своей величественности и изяществу», которое по благословению архиепископа Евсевия провел о. А. Зимин. 

По воспоминаниям старожилов,  иконостас Черниговского храма действительно был одним из лучших и богатых. «Этот иконостас был изготовлен в мастерской И.А. Парина в г. Никольске за 3500 р.».  К сожалению, в 30-е годы ХХ века этот иконостас, будучи настоящим произведением искусства,  был выброшен на улицу и окончательно утрачен. Сегодня в Черниговской церкви установлен другой иконостас, не менее ценный, привезенный из г. Уссурийска и представляющий историческую ценность.

При Черниговском храме в 1908 году существовало целых два хора, а прихожане занимались благотворительностью, за что отмечались и награждались Архипастырским благословением и грамотами.  Все эти благие дела, без сомнения, не обходились без благословения о. Андрея.

С 1900 по 1903 г.г. священник Черниговского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрей Зимин исполняет  должность благочинного 6-го округа церквей Владивостокской епархии, а с 12 июня 1903 года указом консистории официально утвержден в этой должности. 

Сложно сегодня представить объем работы о. Андрея, который, исполняя должность благочинного, должен был надзирать за деятельностью целого ряда церквей своего округа. Что собой представлял 6-й округ церквей Владивостокской епархии можно представить на основании документа, датируемого 1913 годом. Это - маршрут крестного хода из Владивостока в Уссурийский Свято-Троицкий монастырь.

Из документа узнаем, что одним из руководителей крестного хода был назначен священник о. А.Зимин. Руководить крестным ходом он, по-видимому, должен был в своем 6 округе. В документе путь крестного хода, за который отвечал о. А. Зимин, определен от села Монастырище до села Спасское. Маршрут пролегал через села Монастырище, Халкидон, Черниговка, Дмитриевка, Прохоры, Воскресенка, Спасское. Известно так же, что деятельность Андрея Зимина распространялась так же на  села Алтыновка и Павловка, а в 1905 году он заведовал приходом в Дмитриевской Покровской церкви.

Вместе с крестьянами с. Алтыновка он трудится, возводя храм, и занимается оснащением Алтыновской церкви.

Известен факт обнаружения колокола, снятого в 30-е годы ХХ века с Алтыновского храма и увезенного на о. Сахалин. Этот колокол вместе со многими другими колоколами много лет верой и правдой служил судоходству у северного окончания Сахалина и был обнаружен в 90-е годы ХХ века на м. Елизаветы в плачевном состоянии: «Колокол, как заброшенное дитя, был одинок и неприкаян, висел под покосившимся навесом. Язык весом 40 кг был снят (или вырван?). Отлит колокол из сплава с преобладанием меди и покрыт толстым слоем патины. Однако надписи читались хорошо. Нижняя: «Сей колокол сооружен усердием крестьян деревни Алтыновки Приморской области при священнике Андрее Зимине в 1906 г.». Следы алтыновского колокола сегодня затеряны. Возможно, что он был вывезен в 1992 году с Сахалина по ходатайству патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и приказу главнокомандующего Вооруженными Силами СНГ  маршала Шапошникова в г. Тюмень.

Но вернемся к  деятельности А. Зимина.

Так же как и в Благовещенске, а может даже и усерднее, трудился Андрей Зимин на ниве народного просвещения. Уже через несколько месяцев после своего приезда в Черниговку осенью 1900 года он открывает церковно-приходскую школу и занимается строительством школы Министерства народного просвещения. Вот как об этом пишет в своей книге «Это нашей истории строки» Н.И. Березкина: «Приехавший в 1900 году в Чернигово-Богородицкую церковь священник А.Зимин сразу же собрал сход жителей села для решения вопроса о строительстве новой школы. 10 грамотных крестьян из 200 присутствующих подписали 22 октября 1900 г. Общественный приговор об отводе пяти десятин земли в черте села под усадьбу предполагаемой второклассной церковно-приходской школы».   Ни государство, ни епархия, ни Синод, с которыми на протяжении нескольких лет вел переписку о. Андрей, дальше планов и смет не пошли. «А пока шла переписка,  к 1917 году сельским обществом под руководством о. Андрея в Черниговке были построены в 1908 году двухэтажное каменное здание стоимостью в 40 тыс. рублей, переданное бесплатно казне под четырехклассное училище, в 1912 – 1913 г.г. – одноэтажное кирпичное здание с водяным отоплением для одноклассной министерской школы, стоимостью 30 тыс. рулей. Отопление, освещение, оплата квартир учителей и сторожей в обеих школах производились за счет общества.» 

Эти здания в Черниговке сохранились и до сих пор. В одном,  одноэтажном, расположился краеведческий музей, в другом, двухэтажном, Дом Детского творчества. 

Известно так же, что с 1900 по 1902 гг. Андрей Зимин был лектором педагогических курсов в г. Никольске – Уссурийском, при его участии  2 октября 1902 года была освящена школа в с. Алтыновка,  построена и 19 декабря 1902 года освящена школа в селе Павловка.

Одновременно о. Андрей продолжал преподавательскую деятельность, уча закону Божиему учащихся в церковно-приходской школе и обеих министерских школах Черниговки, а так же в школе с. Алтыновка. «На протяжении 10 лет он вел воскресную школу для взрослых. Через народные чтения религиозно-нравственного содержания прошло за эти годы 6500 жителей села. 

Особой славой в крае пользовалась Черниговская церковно-приходская школа. Вот что писали о ней газеты того времени: «Черниговская церковно- приходская школа по типу – смешанная, для мальчиков и девочек, существует с осени 1900 года, содержится частью на средства общества, частью на субсидию от отделения Епархиального Училищного Совета; помещается в старой Черниговской церкви (4 Х 6 кв. саж. при 3 саж вышины). С внешней стороны школа обставлена весьма удовлетворительно,  учебными книгами и пособиями снабжена достаточно и, кроме того, имеет библиотеку издания Училищного Совета при Св. Синоде. Учащихся в школе довольно, от 50 до 80 человек. В 1902/3 учебном году их стало налицо 75 человек, из них 39 мальчиков и 36 девочек. Учение в минувшем учебном году начиналось 15 сентября и продолжалось до 29 марта – до Страстной седмицы. Учителем школы состоит П.М. Гладков, имеющий звание учителя и учительствующий в начальных школах уже 10-й год.

Благодаря деятельности Зимина уже через несколько лет в Черниговской волости было самое большое число учащихся школ по Никольск–Уссурийскому уезду – 1104 человека, из них в министерских школах учились 616 мальчиков и 203 девочки, в церковно – приходских – 136 мальчиков и 149 девочек.

И здесь в Приморье, так же как и в Благовещенске, труд Андрея Зимина был замечен и оценен. Похвально отзывались о его деятельности посетившие Черниговку в 1903 году наблюдатель епархиального училищного совета С. Алякринский, в 1904 году военный генерал-губернатор Н. Колюбакин, в 1909году епископ Владивостокский и Камчатский о. Евсевий.

Архивная справка сухо повествует о том, что «22 июня 1902 г. А.Зимина  наградили камилавкой .  30 октября 1903 года «за примерное усердие и ревность на пользу народного образования он был награжден благословением Св. Синода с выдачей установленной грамоты». 27 апреля 1907 года «за заботы и попечения о церковно-приходской школе с Черниговке преподано благословение Св. Синода с выдачей установленной грамоты, а 6 мая 1907 года за службу по духовному ведомству он был награжден от Св. Синода наперсным крестом»

В 1913 году А. Зимин был награжден орденом св. Анны III степени и пожалован в сан протоиерея.

В 1916 году №14 от 15 июля газета «Владивостокские Епархиальные Ведомости» сообщала: «Государь император, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-прокурора, cогласно определению святейшего Синода, в 24-й день мая сего года Всемилостивейшее соизволил за отлично-усердную службу и особые труды,  понесенные по обстоятельствам военного времени, на сопричисление к ордену св. Анны 2-й степени протоиерея церкви с. Черниговки Андрея Зимина.

Все вышесказанное не оставляет сомнений: вся жизнь и деятельность Андрея Зимина от окончания семинарии до 1916 года была примером служения Богу и обществу.

До революций 1917 года оставалось чуть больше года. О последующих годах жизни Андрея Зимина ни один документ не упоминает, и этот период его служения раскрывается лишь по воспоминаниям современников.


 Загадки смерти Андрея Зимина

Жизнь и деятельность Андрея Зимина были ясными, понятными и открытыми. Но последние годы его жизни и смерть окружены тайнами и загадками. Как жил он с 1917 года? Кто его убил? За что? Дата смерти? Кто заменил его на посту? Какова их судьба? Где находится могила? Достоин ли Андрей Зимин канонизации как мученик православной церкви? Вопросов много, но ответить на них можно лишь после большой и кропотливой работы. И это дело ни одного года…

Последнее упоминание о жизни и деятельности о. Андрея Зимина в имеющихся у нас документах относится к маю 1916 года. Уже меньше чем через год в марте 1917 года отречется от престола Николай II, а в октябре 1917 к власти придут большевики.

Революция, гражданская война, большевики, меньшевики, белые, красные, бандиты, интервенты, партизаны… Советская власть с одной стороны и множество группировок и партий, выступавших против нее, с другой, смена Дальневосточных и Приморских правительств… Сложно было во всем этом разобраться, понять, и, тем более, принять. Рушился мир, в котором  так активно жил и трудился на благо людей  протоиерей Андрей Зимин.

Одними из первых законов советской власти стали декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. По сути, этими декретами был подписан приговор церкви в большевистской России. Но церковь продолжала стоять, священники служили, прихожане, не смотря ни на что, посещали храмы.

По воспоминаниям современников,  «черниговского батюшку протоирея Андрея  Зимина все прихожане любили по – прежнему, ведь для него люди различались по умению и желанию делать  добро, любить других, а значит – по близости к Господу, независимо от принадлежности к той или иной партии. По – прежнему служил  он своей пастве и не боялся  никого, не чувствуя вины за собой.

В книге М. Польского «Новые мученики Российские» описана история смерти Андрея Зимина и его семьи, не раз переписываемая другими авторами. Упоминаются и имена убийц. «Зимней ночью в дом священника  ворвались бандиты возглавляемые Шатьковским, Клиндухом и Чухно. На глазах у о. Андрея, и престарелой женщины (его тещи)  они надругались над его женой и дочерьми. Бедная женщина не вынесла этого кошмара – скончалась от разрыва сердца. Конец отца Андрея также был страшен. Его опрокинули на пол, бросили на него дверь и придавили, встав на эту дверь сапогами.

В ту же ночь были убиты  священники в селах Прохоровка (по-видимому Прохоры – авт.) и Евсеевка, что в нескольких десятках километров от Черниговки. Дома их так же, как и дом о. Андрея Зимина, были разграблены. 

Вслед за М. Польским авторы, описывая те страшные события, относят их к 1918 или 1919 году. Однако же в газете «Дальневосточное обозрение» от 23/10 января 1920 года (№ 236) читаем: «Семья Коноплевых и Сахаровых с глубоким прискорбием извещают родных и знакомых о трагической смерти дорогих матери и бабушки Доминики Петровны Шмаровой, брата и дяди протоирея Андрея Семеновича Зимина, его жены Лидии Александровны и детей их Оли, Маруси, Лидочки и Шурочки убитых в с. Черниговке 17/4 января с.г. Панихида будет в воскресенье 25/12 января в кафедральном соборе по окончании литургии».

Вывод напрашивается сам собой: точная дата смерти А. Зимина с семьей – 17 января 1920 года.

В книге Н.И. Березкиной «Это нашей истории строки» так же читаем, что «телеграмма о том, что священник Зимин и его семья были убиты, пришла во Владивостокскую епархию в тот же день - 17 января 1920 года».[2,17]  К сожалению, используя при написании указанной книги массу документов и материалов, автор не дает сносок на них и, поэтому, пока не представляется возможным выяснить, где хранится эта телеграмма, а так же откуда известно, что «похоронивший семью в церковной ограде Дмитриевский священник Торопов в свидетельстве о смерти записал: убит злоумышленниками.

О месте захоронения о. А.Зимина и его семьи существует несколько версий. Одна из них высказывается Н. Березкиной – это территория, прилегающая к церкви. Другая версия озвучена в личной беседе с сегодняшним настоятелем храма о. Александром Прокоповым. В 1943 году в церковь пришла пожилая женщина и показала на старом кладбище могилу. После этого за могилой стали ухаживать, выложили ее камнями и освятили. Во время Великой Отечественной войны бабушки ходили на могилу и молились, прося о победе. И, тем не менее, о. Александр все же больше склоняется к первой версии, т.к. хоронить священников в пределах территории храма является православной традицией. Так же существуют воспоминания жителей села, которые рассказывают о том, что на территории, прилегавшей к кинотеатру «Культура», было место, которого побаивались дети и называли «поповской могилой». Раскопки на территории церковного парка, произведенные на месте, указанном  старожилами, результата не дали: слишком много прошло времени. В результате до сих пор точное место захоронения считается  неизвестным. Именно поэтому прихожанами храма было оборудовано место, к которому можно прийти, чтобы поклониться памяти протоиерея Андрея Зимина. 

Существуют разночтения и о том, кто хоронил отца А.Зимина с его семьей. В одних источниках это диакон храма и сосед Зиминых Никонишин , в других - это протоиерей Коноплев, якобы оставивший воспоминания и передавший автору письмо самого Зимина с просьбой вскрыть его после смерти , в третьих – это Дмитриевский священник Торопов.  Не смотря на разночтения, позволим себе предположить, что на похоронах присутствовали и, возможно, принимали самое деятельное участие в их организации все три упомянутые личности. Об их дальнейшей судьбе ничего узнать не удалось.

В книге Н.Березкиной рассматривается вопрос о том, кто и почему расправился с семьей священника. Она пишет, что  «народная молва хранит две версии: священнику отомстили четверо братьев – партизан, мать которых Н. Черноплат была зверски четвертована калмыковцами; по второй версии – в руки партизан попал составленный священником список 18 жителей села, ушедших в партизаны. Один из них, обнаруживший в списке свою фамилию, устроил над семьей священника самосуд». 

В статье Пелагии Пушпашевой  так же рассматривается вопрос о причинах столь жестокого злодеяния и его исполнителей. Она пишет, что в окрестностях Черниговки в то время действовала «банда некоего Шатьковского, не имевшая отношения ни к белым, ни красным. Как и в любой банде в ней процветала жажда наживы и крови, ненависть ко всему Божьему. В этой же статье упоминаются фамилии неких Клиндуха и Чухно, якобы в последствии расправившихся и со своим предводителем Шатьковским и его женой. В своей статье П. Пушпашева высказывает и версию о причине варварской расправы над семьей священника: «Одно кажется нам бесспорным: к данному случаю зверства большевиков отношения не имеют… Большевистские банды? Да, они существовали. Но существовали и другие, стремящиеся под шумок «погреть руки» на чужом пепелище, нажиться, не неся ответа за свои злодеяния. Закрывать на это глаза, значит – покрывать преступников, которых всегда плодится великое множество во времена смут и бед всенародных»

Возьмем на себя смелость высказать и свои соображения на этот счет. Установить истину на сегодняшний день не представляется возможным, т.к. документальная база не просто слаба, а попросту отсутствует. Возможно, что это задача будущих поисков и исследований. Одно представляется бесспорным: смерть священника – не просто трагедия одной семьи. Известно, по крайней мере, четыре случая расправ над священниками на сравнительно небольшой территории от Черниговки до Спасска: в селах Прохоры, Евсеевка, Вишневка. И все это произошло в период с 1918 по 1920 годы. Сам собой напрашивается вывод о том, что убийства священников в годы гражданской войны в Приморье и конкретно в данном районе, между селами Черниговкой и Спасским, были системой. «Простые» разбой и грабеж видятся не просто преступлениями против обывателей,  а запланированными  политическими акциями против священнослужителей. А уж то, что священники названных сел, и в том числе Андрей Зимин, стали мучениками за православную веру, представляется бесспорным.


Заключение

В процессе работы над темой, изучения источников и литературы мы попытались раскрыть тайны жизни  и смерти Андрея Зимина и его семьи, установили истинную дату гибели священника, состав его семьи. На основании исторических источников, газетных статей, воспоминаний старожилов мы выяснили, какую роль сыграл Андрей Зимин в истории Черниговского района. В процессе работы мы пришли к следующим выводам:

Протоиерей Андрей Зимин, его жизнь и деятельность являются примером служения Богу и Отечеству. За 20 лет службы в Черниговском храме Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Андрей Зимин сумел оставить огромную память о себе: его усилиями были построены 2 школы для системы Министерства народного просвещения, большим успехом пользовалась и признавалась одной из лучших церковно-приходская школа. Им организовывались и лично велись занятия в воскресной школе, проводились народные чтения, целью которых было религиозно-нравственное воспитание населения Черниговки и близлежащих сел и деревень.

Андрей Зимин, будучи образованным человеком, нес в народ культуру, образованность, нравственные принципы.

Нам сегодня не суждено узнать, как бы сложилась жизнь семьи Зиминых в будущем. Но одно бесспорно: все дети А. Зимина выросли бы достойными и образованными людьми.

В работе точно установлена дата гибели семьи – 17 января 1920 года, на основе сравнения и сопоставления документов различного времени и происхождения установлен состав семьи – бабушка, отец, мать, и пятеро детей: два сына и три дочери. К сожалению, до сих пор никаких известий о дальнейшей судьбе старшего сына Зиминых Ильи не найдено. Возможно, что подобно другим детям священнослужителей он обучался во Владивостокской мужской гимназии, возможно, был отправлен в Благовещенск для обучения в духовной семинарии. А может быть, его к 1920 году не было в живых? Во всяком случае, в траурном сообщении в газете «Дальневосточное обозрение» его имя не упоминается ни среди скорбящих родных, ни среди убитых членов семьи. Судьба Ильи Андреевича Зимина – задача нового исследования. Есть и еще одно желание – найти фотографию Андрея Зимина и его домочадцев.  Так же интересно было бы узнать и о судьбе отлитого крестьянами с. Алтыновка при содействии о. А. Зимина колокола, который был вывезен с о. Сахалин в г. Тюмень.

К сожалению, не на все вопросы, стоявшие перед данной работой, удалось ответить. Точное местонахождение захоронения семьи Зиминых не установлено, не подтверждены документально имена убийц, не выяснены обстоятельства подготовки столь жестокого злодеяния, не подтверждено документально причастие к убийству партизан. Но все же, не вызывает сомнения, что убийство семьи протоиерея Зимина было не случайным. Оно было лишь одним из целого ряда злодеяний, совершенных над священниками, а значит, Андрей Зимин был убит либо по политическим, либо по религиозным причинам. Но то, что он пострадал за православную веру – бесспорно!

Мы выражаем искреннюю благодарность жителям села Черниговки, чьи рассказы очень помогли нам в работе. Прежде всего, благодарим отца Александра Прокопова, священника Черниговской церкви Рождества Пресвятой Богородицы за предоставленные материалы и помощь в работе.

Надеемся, что данная работа послужит делу канонизации протоиерея Андрея Зимина.


Материал взят с сайта http://semyarossii.ru


МЕНЮ САЙТА

иконы



икона Иисуса Христа  Господа нашего Вседержителя




икона Казанской Божьей матери




икона Архистратига Михаила



Даруй любовь мне, Боже, 

К Деве Марии Пречистой,

К Ангелам светло-лучистым,

К мученикам, преподобным,

К людям и добрым, и злобным;

Что есть святей и дороже ? -

Даруй любовь мне, Боже!


Даруй любовь мне, Боже,

К радующимся, скорбящим,

К здраствующим и болящим,

Грешникам и достойным,

К ныне живущим, к покойным,

К тем, кто на смертном ложе,

Даруй любовь мне, Боже!


Даруй любовь мне, Боже

К тем, кто меня бесчестит,

К тем, с кем пою я вместе,

К батюшкам в нашем храме,

К старенькой моей маме,

К мимо идущим прохожим-

Даруй любовь мне, Боже!


Даруй любовь мне, Боже

Очень Тебя прошу я:

Чистую и большую,

Солнечную и нежную,

Пламенную, безбрежную!

Все Ты исполнить можешь.

Даруй любовь мне, Боже!































 ------------------- Как употреблять время во спасение души?  -----------------------------

        Время — драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени — это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени — в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.



Покайся грешная, 

пока ещё не поздно,
Пока в союзе тело и душа,
Пока ещё исправить всё возможно,
Пока с грехами в мир иной не отошла.

Сейчас ты можешь в пояс поклониться 
И на коленях совершить поклон земной,
По заповедям жить и не лениться
И в храм прийти ты сможешь в день любой.

И приложиться ко Кресту ты тоже можешь
К мощам Святым челом своим припасть, 
К иконам шёпот уст своих приложишь
И Тайн Христовых причастишься всласть.

Иди на исповедь скорей и с покаяньем
Проси у Господа помиловать тебя
И Он простит, ты не впадай в отчаянье
И только кайся, не жалей себя.

Чего ты ждёшь и неприкаянная ходишь?
Ведь грань тонка, не знаешь где уйдёшь
Сегодня может день последний ходишь, 
А завтра вдруг на мытарства пойдёшь.

Там за чертой душа покаяться захочет
Взмолиться: - Господи прости! - и дай ответ, 
А тела нет......и не услышит Отче
В мольбе простёртых рук, которых нет.

В отчаянии упасть ты на колени хочешь,
И поклониться в покаянии до земли, 
А тела нет......и не увидит Отче,
Как стёрты в кровь коленочки твои.

От ужаса, рукой дрожащей в мраке ночи
Креститься станешь, Уходящему вослед,
А тела нет.....и не заметит Отче,
В мольбе простёртых рук, которых нет.

Тогда душе ничто уж не поможет,
Но ты не дай увидеть ей, как меркнет свет
Где больше крик, услышан быть не может,
Где стон и скрежет и прощенья нет.

Покайся грешная, пока ещё не поздно, 
Пока тебя не поглотила тьма
Бог милостив.... и всё ещё возможно,
Пока ты ходишь по земле, пока жива.....