pravoslavie.chernigovka.org

Сайт православного прихода храма в честь  Рождества  Пресвятой Богородицы с. Черниговка


БЛАГОДАТНОЕ  ВРАЧЕВСТВО

                                          

    В Православной Церкви существует несколько богослужебных таинств. Одним из важнейших является таинство покаяния в грехах или исповедь. Сегодня мы рассмотрим правила покаяния, наиболее часто встречающиеся грехи, советы святых отцов о самоиспытании и подготовке к таинству покаяния.

   

Сила покаяния так велика, что она, по словам отцов церкви, из грешных делает праведных. Таинство покаяния называют «духовной врачебницей», потому что оно врачует духовные ( а часто и телесные ) раны и болезни. Грехи, влекущие человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть,  обессиливают его волю, уничтожают живую связь с Церковью и Господом Богом. Таинство покаяния состоит из двух основных действий: исповедание Богу перед священником своих грехов и молитвенное прощение и разрешение их, произносимого священнослужителем. Безгрешных людей нет. Если говорим, что не имеем греха – обманываем сами себя и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то он, будучи верен и праведен, простит нас от всякой неправды (  1 Ин.1, 8-9 ). Сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевство. Вот практические советы известных русских старцев о самоиспытании и подготовке к таинству покаяния:

  1. Уединись, оставь все заботы, сосредоточь рассеянный свой ум, сотвори молитву и попроси у Бога просвещения, чтобы вспомнить тебе все грехи свои, и, если сознаешь, что память у тебя слаба, запиши их на бумаге.

2.      Перед исповедью надо пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить и отыскать в себе забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых и в которых часто таится причина душевной болезни.

3.      Прежде всего от нас требуется  осознать два великих наших греха и покаяться в них: первый – это неблагодарность Богу за всё, что он дает нам, а второй – отсутствия истинного страха Божия, благоговения перед ним, а уж потом нужно каяться во всех других грехах, из этих двух  вытекающих.

4.      Для самоиспытания имей перед глазами десять заповедей Божиих и наблюдай, какую из них ты преступил, испытай хорошо свою совесть, в чем ты провинился умом, словом или делом, в чем ты согрешил перед Богом, перед ближним и самим собой.

5.      Если у тебя есть вражда к кому-нибудь - прости его от всей души; если у тебя есть чужая вещь – возврати её;  если ты затронул чью-нибудь честь – исправь зло, которое ты сделал; болей, сокрушайся, вздыхай, плачь горько. И, ко всему этому, обвиняй себя. Устрани свои прежние грехи, твердо реши впредь их не допускать.

6.      Перед исповедью храни молчание, чтобы удобнее было созывать свои грехе, прежде чем пойти к духовнику и с сокрушенным сердцем исповедоваться – чистосердечно, без стыда, ибо тогда только объемлет душу мир и радость.

    У любого человека может быть плохая память, либо накоплено большое количество грехов. Поэтому допускается запись грехов для исповеди на бумагу. Но надо помнить, что приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы вспомнить и записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьёзности и молитвы, при которых как при свете, станут видны ясно наши грехи. Нужно принести не только список грехов,  а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце, «Не достаточно того: перечислил все грехи - и конец, и ничего не получилось, - говорил о письменной исповеди святой праведный Алексий Мечев, -а нужно, чтобы грех  опротивел, чтобы всё это перегорело внутри, в сердце, когда  начнешь вспоминать… И вот тогда то уж грех нам будет противен, и мы уже не вернемся к нему. А то тут же и опять за то же».

    Исповедь совершается в Храме вечером ( во время или после вечернего богослужения ) или утром, перед литургией. К началу исповеди нельзя опаздывать. Перед исповедью священник особые молитвы чинопоследования покаяния ( в народе эти молитвы называют «общая исповедь» ), которые следует прослушать каждому желающему исповедоваться. По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит «Се чадо, Христос невидимо стоит…». Это обращение помогает пришедшему на исповедь осознать в этот последний момент важность и ответственность дела, ради которого он подходит  сейчас к аналою. Священник здесь не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом. Вот как эта молитва звучит по-русски: «Дитя мое, Христос невидимо стоит ( пред тобою ) принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами  я же только свидетель, и всё, что скажешь мне, засвидетельствую перед ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз ты пришел в лечебницу, так не уйди же из неё не исцеленным!»

    На этом заканчивается первая часть последования и начинается исповедь перед священником каждого кающегося отдельно.

    Часто вместо исповеди грехов человек жалуется священнику на своих близких и на трудности жизни. Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь – говорят общие фразы: «Во всем грешен» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно – малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными  слабостей и грехов.

    Не надо называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода – тяжелейшие грехи, нераскаянность в них лишает спасения, обрекает на вечные муки.

   « Бог хочет услышать грехи от нас не потому, что Сам не знает их, - писал преподобный Ефрем Сирин. Напротив, Ему угодно,  чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Надо ли подробно рассказывать о грехах? На это старцы отвечают так: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, всё в кучу да и вон. Так поступай и ты, - советует преподобный Никон Оптинский. – исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассмотрение их не входи». Старцы советовали быть особенно осторожными в открытии на исповеди блудных грехов и помыслов. Преподобный  Варсонофий Оптинский говорил: «Надо поскорее засыпать, закрыть эту смердящую яму, а не копаться в ней. Блудные помыслы  вам в грех не поставятся, если вы не услаждались ими.

Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам  от них надо бегством спасаться. Если у вас своих сил нет, бороться с помыслами , то призывайте Господа Иисуса, и имя его будет прогонять их».

    Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Покаяние с намерением опять приняться  за грехи – это смертный грех. А механическое перечисление грехов на исповеди не спасает нашу душу, это мерзость перед Богом и кощунство над таинством  Святой Православной Церкви.

    Не надо для исповеди искать особого духовника. «Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь.  Это большая ошибка,- писал преподобный Никон Оптинский. Надо веровать в самое таинство исповеди, в его силу, а  не в  исполнителя таинства. Необходимо лишь,  чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своею благодатью, действует по  Своему всемогуществу независимо от этих качеств. «Когда подойдешь к исповеди,-  говорил святой праведный Алексий Мечёв, - то каешься Господу, распятому на кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: «Мама, прости, я больше не буду.» И есть ли тут кто, нет ли, будет все равно, ведь священник только свидетель, а Господь все грехи наши знает, все мысли видит. Ему нужно лишь только наше сознание себя виновным. Как в Евангелии  Он спросил отца бесноватого отрока, с которых пор это с ним сделалось, Ему это было не нужно, Он все знал. А сделал Он это для того,  чтобы отец сознал свою виновность в болезни сына.

    Часто у готовящихся к исповеди возникает вопрос: «Можно ли рассказывать другим о своей исповеди?» Преподобный старец Алексий Зосимовский говорил об этом так: «Старческая душа – могила, что слышала она, то и похоронила в себе навеки и никому того не отдаст». Не надо и тебе другим рассказывать  про исповедь. Зачем?  Исповедь – это тайна твоя и духовника. Мало ли что духовник может сказать тебе на исповеди, что сказать-то другим неполезно.

    

Как же испытать свою совесть перед церковной исповедью?


Далее перечислены грехи против Бога  и Церкви.

1.        Маловерие, сомнение в истинности Священного писания и Предания ( то есть в догматах Церкви, Её канонах, законности и правильности иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов ), отречение от веры в Бога из страха перед людьми и заботы о земном благополучии.

      Маловерие – отсутствие полной глубокой  убежденности  в какой либо христианской  истине          или принятие этой истины только разумом, но не сердцем. Маловерие для сердца тоже самое, что сомнение для ума. Оно расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь поможет изгнать маловерие и укрепить сердце. Сомнение может возникать на почве излишнего доверия себе, гордости или наоборот,  увлекаемости чужими мнениями, малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения – расслабленность в следовании путем спасения, прекословие воле Божией.

2.    Пассивность, нерадение ( малая ревность, отсутствие старания ) о познании христианской   истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания ( при наличии такой возможности)   читать Священное Писание, Творения святых отцов, вдумываться постигать  сердцем догматы веры,    уяснять смысл богослужения.

3.     Ереси и суеверия. Ересть – это ложное учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и Преданием.

      Суеверия – сюда относятся народные поверья, обряды и приметы, связанные с церковными праздниками и днями памяти определенных святых, использование священных церковных предметов и даже Святых Даров  в кощунственно-магических целях. Суеверия возникают вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия ложным нехристианским источникам и традициям.

  1. Обрядоверие. Придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении её смысла и цели – эти пороки объединяются под именем обрядоверие.  Оно возникает из-за недостаточного вникания в Благую Весть Христову, а Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит ( 2 Кор. 3,6 ). Обрядоверие достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет за собой суеверие, законничество,  гордость, разделение.
  2. Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств  является Господь, желающий нам истинного блага. От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние ( особенно в болезнях и скорбях ), малодушие в трудных обстоятельствах, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи – скрытый или явный ропот на Бога и его промысел о себе.
  3. Ропот на Бога – этот грех  есть следствие недоверия Богу, могущий привести к полному отпаданию от Церкви, потере веры, богоотступничеству богоборчеству.
  4. Неблагодарность Богу – человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, в периоды же внешнего благополучия забывают о Нём, не сознавая, что пользуется его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель – постоянное благодарение Отца небесного за ниспослаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.
  5. Малая ревность ( или полное отсутствие её ) к  богообщению, духовной жизни. Если в нас нет любви к молитве как к способу богообщения, ко храму, к участию в таинствах, то это признак отсутствия ревности к богообщению, охлаждения духовной жизни. По отношению к храмовому богослужению  этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождение по храму, отвлечение других от молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу богослужения и уходе прежде отпуска  и благословения. Также не испытываем  и страх Божьего присутствия в святых Дарах, не боимся причаститься святыни «в суд и во  осуждение», не заботимся о постоянном исполнении воли Божией в жизни, невнимательны к своему сердцу, подходим к святой чаше с ожесточенным сердцем, не примерённые с ближними.
  6. Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед святыней, непочитание священного сана. Отсутствие памяти смертной в ожидании последнего суда.
  7. Непослушание воли Божией. Явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковывание  воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдвния или осуждения ближнего, поставление собственно воли выше воли Христовой, неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.
  8. Самооправдание, самодовольство – удовлетворенность своим духовным устроением или состоянием.
  9. Отчаяние от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с грехом. Здесь мы возлагаем духовный суд на себя, а о Боге, праведном и милостивом Судии забываем, не надеемся на его всесилие и милость.
  10. Отсутствие духовного трезвения, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение, неразумие.
  11. Духовная гордость, приписывание себе полученных от Бога даров, желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.
  12. Духовный блуд – влечение к чуждым Христу духам ( оккультизм, восточная мистика, теософия ), магия, колдовство, гадание, то есть обращение за помощью не к Богу, а к его врагам – бесам.
  13. Легкомысленно-святотатственное отношение к Богу и Церкви: употребление имени Божьего в шутках, легкомысленное упоминание о святых, проклятие с упоминанием Его имени, произнесение  имени Божия  всуе, без благоговения.
  14. Духовный эгоизм, духовное сластолюбие – молитва, участие в таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.
  15. нетерпение в молитвах и других духовных подвигах. Сюда относится невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя, преждевременный уход из Храма без особо уважительной причины.
  16. Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда отсутствует желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для Неё. Молитвенное испрашивание мирского успеха, почестей, материальных благ, удовлетворения эгоистических желаний.
  17. Отсутствие постоянной заботы о выполнении воли Божией в жизни. Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая благословения Бога,не советуясь и не прося благословения у духовного отца.

                                                   

  Грехи против ближних.

1.      Злословие и осуждение. Склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. В процессе покаяния этот ложный образ должен быть сокрушен и на основе любви воссоздан в сердце истинный образ каждого ближнего.

2.      Гордость – превозношение над ближним,  высокомерие, презрение, уничижение их, «демонская твердыня». Это – опаснейший из грехов.

3.      Пренебрежение ближним, равнодушие. Особенно страшен этот грех по отношению к родителям. Не благодарность к ним, черствость. Если родители умерли, не забываем ли мы молитвенно поминать их?

4.      Тщеславие, честолюбие. Мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя напоказ свою одаренность,душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою поверхностную духовность, показнуюцерковность, мнимое благочестие, хвастаемся.

5.      Любоначалие. Желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как относимся к зависящим от нас людям на работе и дома? Любим ли мы властвовать, настаивать на выполнении своей воли? Нет ли у нас склонности вмешиваться в чужие дела, в чужую личную жизнь с настойчивыми советами и указаниями? Не стремимся ли мы оставлять последнее слово за собой, лишь быне согласиться с мнением другого, даже если он прав?

6.      Человекоугодие – это обратная сторона греха любоначалия и тщеславия.  Мы впадаем в него, желая понравиться другому человеку, боясь опозориться перед ним. Из человекоугодия мы часто не обличаем очевидного греха, соучаствуем во лжи. Нас порабощает лесть, восхищение человеком, стремление заполучить его благорасположение.

7.      Нарушение мира. Умеем ли мы хранить мир в семье, в обществе, с соседями, сотрудниками по работе?Не позволяем ли себе злословия, то есть разговоров о чужих грехах, осуждения, злых насмешек? Умеем ли обуздать свой язык, не болтливы ли? Не замыкаемся ли в себе, в своих якобы духовных проблемах, отвращаясь от людей?

8.      Зависть, зложелание, злорадство. Не завидовали ли чужому успеху, положению, устроению? Не желали ли тайно неудачи, провала, печального исхода чужим делам? Не распространяли ли сплетни, порочащие жену перед мужем или мужа перед женой? Не вызывали ли своим поведением ревность одного из супругов и озлобление против другого?

9.      Гнев, раздражительность, сварливость. Откликаюсь ли я на просьбы о помощи? Готов ли к самопожертвованию, милостыне? Легко ли даю в долг вещи, деньги? Не поприкаю лисвоих должников? Не хвастаюсь ли перед людьми своими жертвами, милостыней, помощью ближним, ожидая одобрения и земных воздаяний? Дела милосердия следует творить в тайне, ибо мы совершаем их не ради человеческой славы, а ради любви к Богу и ближнему.

10.  Злопамятность, непрощение обид, мстительность, излишняя требовательность к ближнему.  Эти грехи противоречат и духу и букве Еванглия. Господь наш учит прощать ближнему грехи против нас до семижды семидесяти раз. Не прощая других, мстя им за обиду, держа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.

11.  Противление злу против себя. Этот грех проявляется в явном противлении обидчику, в воздаянии злом за зло, когда наше сердце не хочет понести причиненную ему боль.

12.  Не оказание помощи ближнему, гонимому. В этот грех мы впадаем, когда из трусости или ложно понятого смирения не вступаемся за обижаемого, не обличаем его обидчика, не свидетельствуем истину, позволяем торжествовать злу и несправедливости. Как переносим мы несчастье ближнего, помним ли заповедь: Тяготы друг друга носите? Готовы ли вы всегда прийти на помощь, жертвуя своим покоем и благополучием? Не оставляем ли ближнего в беде?



                                                                                     Грехи против самих себя.


1.      Уныние, отчаяние. Не предавался ли унынию, отчаянию?

2.      Телесные излишества. Не разрушал ли себя излишеством по плоти: многоядением, сладкоядением, чревоугодием трапезой не вовремя? Не злоупотреблял ли склонностью к телесному покою и комфорту, многоспание, залеживанием в постели после просыпания. Не грешен ли пьянством, разрушающим тело и душу, приносящим зло и страдания ближним? Не пристрастен ли к курению, также разрушающему здоровье? Не употреблял ли наркотики?

3.      Чувственные помыслы и соблазны. Боролись ли мы  с чувственными помыслами? Избегали ли соблазной плоти? Отвращались ли от соблазнительных зрелищ, разговоров, осязаний? Не согрешили ли невоздержанием душевных и телесных чувств, услаждением  и медлением в нечистых помыслах, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, самоосквернением? Не вспоминаем ли мы с услаждением прежние свои плотские грехи?

4.      Недобросовестность. Понуждаем ли мы себя к служению ближним? Не грешим ли мы недобросовестным исполнением своих обязанностей в работе, воспитании детей; выполняем ли мы обещания, данные людям? Аккуратны ли мы в работе,  в быту, в транспорте? Не разбрасываемся ли мы в работе, забывая закончить одно дело, переходим к другому? Укрепляем ли мы себя в намерении служить ближним?

5.      Мироугодие. Не согрешаем ли мы угождением человеческим страстям, безумно и со вредом для своего спасения  следуя принятому среди окружающих нас людей образу жизни и поведению, в том числе хотя и бытующим в церковной среде, но не проникнутым духом любви, притворно изображая благочестие, впадая в ханжество, фарисейство?

6.      Непослушание. Согрешаем ли непослушанием родителям, старшим в семье, начальникам на работе, жёны – непослушанием мужьям? Может быть, не исполняем советы духовного отца, уклоняемся от возложенной  им на нас епитимии, этого духовного лекарства, исцеляющего душу?

7.      Праздность, расточительство, привязанность к вещам. Не тратим ли мы впустую свое время? Употребляем ли во благо дарованные нам Богом таланты? Не расточаем ли мы без пользы себе и другим деньги? Не грешим ли мы пристрастием к удобствам жизни? Не привязаны ли к тленным материальным вещам, не накапливаем ли излишне – «на черный день» пищевые продукты, одежду, обувь, роскошную мебель, драгоценности, тем самым не доверяясь Богу и Его промыслу забывая, что завтра можем предстать перед Его судом?

8.      Стяжательство. В этот грех мы впадаем, когда излишне увлекаемся накопительством тленных богатств или ищем человеческой славы в работе, в творчестве; когда отказываемся под предлогом занятости от молитвы и посещения Храма даже в воскресные и праздничные дни, предаемся многозаботливости, суетности. Это приводит к пленению ума и окаменению сердца.

Подводя итоги хочется сказать следующее: согрешаем мы словом, делом, помышлением,  всеми пятью чувствами, ведением и неведением, волею и неволею, в разуме и неразумии, и нет возможности перечислить все грехи наши по множествуих. Но истинно каемся в них и просим благодатной помощи для воспоминания всех своих согрешений, забытых и потому не раскаянных. Обещаем впредь блюсти себя с помощью Божией, избегать греха и творить дела любви. Ты же Господи, прости нас и разреши от всех грехов по милости твоей и долготерпению , и благослови приобщиться святых и животворящих Тайн  Твоих не в суд и во осуждение, но исцеления души и тела. 


Аминь.

                                                                                                                                                           Владимир Углов


                           

МЕНЮ САЙТА

иконы



икона Иисуса Христа  Господа нашего Вседержителя




икона Казанской Божьей матери




икона Архистратига Михаила



Даруй любовь мне, Боже, 

К Деве Марии Пречистой,

К Ангелам светло-лучистым,

К мученикам, преподобным,

К людям и добрым, и злобным;

Что есть святей и дороже ? -

Даруй любовь мне, Боже!


Даруй любовь мне, Боже,

К радующимся, скорбящим,

К здраствующим и болящим,

Грешникам и достойным,

К ныне живущим, к покойным,

К тем, кто на смертном ложе,

Даруй любовь мне, Боже!


Даруй любовь мне, Боже

К тем, кто меня бесчестит,

К тем, с кем пою я вместе,

К батюшкам в нашем храме,

К старенькой моей маме,

К мимо идущим прохожим-

Даруй любовь мне, Боже!


Даруй любовь мне, Боже

Очень Тебя прошу я:

Чистую и большую,

Солнечную и нежную,

Пламенную, безбрежную!

Все Ты исполнить можешь.

Даруй любовь мне, Боже!































 ------------------- Как употреблять время во спасение души?  -----------------------------

        Время — драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени — это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени — в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.



Покайся грешная, 

пока ещё не поздно,
Пока в союзе тело и душа,
Пока ещё исправить всё возможно,
Пока с грехами в мир иной не отошла.

Сейчас ты можешь в пояс поклониться 
И на коленях совершить поклон земной,
По заповедям жить и не лениться
И в храм прийти ты сможешь в день любой.

И приложиться ко Кресту ты тоже можешь
К мощам Святым челом своим припасть, 
К иконам шёпот уст своих приложишь
И Тайн Христовых причастишься всласть.

Иди на исповедь скорей и с покаяньем
Проси у Господа помиловать тебя
И Он простит, ты не впадай в отчаянье
И только кайся, не жалей себя.

Чего ты ждёшь и неприкаянная ходишь?
Ведь грань тонка, не знаешь где уйдёшь
Сегодня может день последний ходишь, 
А завтра вдруг на мытарства пойдёшь.

Там за чертой душа покаяться захочет
Взмолиться: - Господи прости! - и дай ответ, 
А тела нет......и не услышит Отче
В мольбе простёртых рук, которых нет.

В отчаянии упасть ты на колени хочешь,
И поклониться в покаянии до земли, 
А тела нет......и не увидит Отче,
Как стёрты в кровь коленочки твои.

От ужаса, рукой дрожащей в мраке ночи
Креститься станешь, Уходящему вослед,
А тела нет.....и не заметит Отче,
В мольбе простёртых рук, которых нет.

Тогда душе ничто уж не поможет,
Но ты не дай увидеть ей, как меркнет свет
Где больше крик, услышан быть не может,
Где стон и скрежет и прощенья нет.

Покайся грешная, пока ещё не поздно, 
Пока тебя не поглотила тьма
Бог милостив.... и всё ещё возможно,
Пока ты ходишь по земле, пока жива.....